Альберт Галимов (vianer) wrote,
Альберт Галимов
vianer

Category:

Палаццо Питти. Роскошный хаос.

Перед тем, как зайти в музей Питти во Флоренции, советую сразу же решительно и бесповоротно включить в голове некий фильтр, "отсекающий" картины на стенах от самих этих стен, а также потолков и прочего интерьера.

galpat1
Этот фильтр нужен во всех итальянских музеях, но в Питти - особенно. Дворец, построенный на пике могущества одной из самых крутейших правящих династий мира, просто подавляет роскошью оформления своих залов! Робкие попытки вникнуть сначала в убранство помещений, а затем посмотреть собственно шедевры мастеров итальянского Возрождения, мой мозг, измученный нарзаном четырёхдневным "культурным шоком" итальянской поездки, решительно отверг:) Не помогли предварительные неоднократные тренировки в питерском Эрмитаже. И даже прошлогодние "тренировочные сборы" в Лувре оказались бесполезными...
Виллы и дворцы итальянских "сильных мира того" не такие большие по площади жилых помещений, какими стали попозже обиталища русских императоров или французских королей. Но денег, возможностей и амбиций у них было не меньше. А самое главное - толпы гениальных художников бродили вокруг:) Прямо с мольберта можно было взять ещё непросохший холстик или досочку какого-нибудь Фра Бартоломео или Франческо Фурини, причём путём всяческих "откатов и взаимозачётов" добиться невысокой цены. Рафаэль с Тицианом шли немного подороже, конечно... Одним словом, концентрация гениев на квадратный километр в ренессансной Италии просто потрясает - примерно такая же сейчас в Голливуде. Правда, качество гениев там несколько иное - но это уже совсем другая тема:)


А ещё итальянские музеи отличаются некоторым "шовинизмом": большинство произведений испанцев, голландцев или французов висят там довольно неудачно. Вот один из моих любимых художников -Диего Рибера - мастер изображения голых стариков. "Мучение св.Варфоломея":
Рибера Муч св Варфоломея
Висит высоко, смотреть его неудобно, да ещё и лампочка под потолком прямо в глаз светит...

А вот, например, явно принадлежащий Веласкесу эскиз конного портрета Филиппа IV, того, что в мадридском Прадо:
Веласкес портрет филиппа
В плачевном состоянии: давно требующий реставрации. В каталоге музея, правда, авторство Веласкеса под вопросом...

Но мы же не недостатки пришли искать - в Питти так много бесспорно шикарнейших вещей!
Кругленькая Мадонна художника-монаха Филиппо Липпи:
Филиппо Липпи Мадонна с млад
Музейные гиды любят рассказывать историю его любви к своей натурщице - монашке Лукреции Бути. Многочисленные сеансы живописи привели к рождению ребёнка. Случись это лет на 100 раньше - обоих казнили бы. Но... Ренессанс набирал силу, парочка получила прощение тогдашнего папы, покинула свои монастыри, сочеталась законным браком и вырастила из сына ещё одного художника, отличающегося от отца только уменьшительным суффиксом: ФиллипИНО Липпи:)

А уж собрание Рафаэля в этом флорентийском музее просто потрясает. Ничего не буду писать про его картины: просто выложу их и всё:) Тот, кто чуть-чуть интересуется живописью - знает их с детства:
Рафаэль Донна Велата
Рафаэль Мад с млад и Иоанном кр
Рафаэль Мадонна в кресле
Рафаэль Мадонна под балдахином
Вот эта, последняя - "Мадонна под балдахином", на 2\3 дописана другим художником после отъезда Рафаэля из Флоренции. И ничего - вполне нормальный вид имеет. А всё потому, что "концентрация гениев на квадратный метр" зашкаливала:)

Ботичелли здесь немного - он там, в трёх сотнях метров, за речкой, в Уфицци висит в основном. Но вот эта картина мне очень нравится:
Ботичелли Мадонна с млад и Иоан крест
Абсолютно ни на кого непохожа, оригинальна и по цветам, и по композиции. Суперсовременная живопись: взял и перекрыл лицо Иоанна Крестителя лицом Иисуса. Пикассо отдыхает:)

Всяческих "ужастиков" здесь тоже предостаточно. Вот "Мучение Св.Агаты" Себастьяно дель Пьомбо, например:
Себ дель Пьомбо Муч Св Агаты
Явный заказ какого-нибудь обуреваемого пороками кардинала из рода Медичи: нормальный человек по своей воле за такой сюжет не возьмётся. Хотя... "Чужая душа - потёмки".

Караваджо, которого я особо тщательно "отлавливаю" по музеям мира, ещё и не на то был способен - известный "перец" в истории искусства:) В музее Питти висит его омерзительный и мастерски сделанный "Спящий Амур":
Амур
Этого Амурчика Караваджо вёз тогдашнему папе в качестве подарка с Мальты, пытаясь вымолить себе прощение и вернуться из изгнания. Не какую-нибудь Мадонну, и не идиллическую сцену из жизни святых - а грязного, то ли удавленного, то ли отравленного уличного мальчишку с наспех привязанными крылышками. Хорош подарочек - много говорит и о художнике, и о его заказчиках:)

Да уж, не каждому дано передавать красоту, балансируя между слащавостью и натурализмом. Вот кому это удавалось - так это Мурильо:
Мурильо Мадонна с младенцем
Младенец Иисус очень боится, вглядываясь в мир. Он знает, что ничего хорошего его там не ждёт, и в то же время слегка отталкивается от мамы и уже готов сделать первый шаг... Потрясающая работа, а я и забыл, что она находится здесь - тем приятней встреча:)

Ещё две неожиданных встречи: портрет кардинала Бентивольо кисти Ван Дейка:
Ван Дейк Портрет кард Бентивольо
Доказывающий, что различие религий - не помеха культурным контактам:)

И "Ла Белла" Тициана:
Тициан Ла Белла
Сеньора, мы же с вами совсем недавно виделись в августовской Москве, в "Пушке"! Как съездили? Как вам Россия? Не холодно было, кормили повесили хорошо?

Ничего себе обзорчик сегодня получился! А ведь нас ещё ждёт музей Уфицци, что же будет после него?!
Продолжение будетъ:)
Tags: Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments