Альберт Галимов (vianer) wrote,
Альберт Галимов
vianer

Category:

Фрески Помпеи.

Во многих помпеянских домах сохранились фрески. В домах знатных людей их было побольше, и качество их было повыше - нанимали живописцев поталантливее. В домах победнее работали художники более низкого уровня или, скажем так - "второй руки". Или даже третьей:) А поскольку мы тоже звёзд с неба не хватаем и живём в эпоху упадка, то на полуразрушенных стенах Помпеи мы видим работы наших далёких соратников, в прямом смысле этого слова. Их предшественниками были всяческие там гениальные Зевскисы и Апеллесы, от которых не осталось вообще никаких работ - только восхитительные исторические анекдоты об их вечном соперничестве. Припоминается что-то вроде этого: "Птицы, слетевшиеся клевать виноград, написанный Зевскисом, настолько задели за живое Апеллеса, что он позвал своего соперника и показал ему свою картину, закрытую покрывалом. Когда Зевскис попросил откинуть ткань, ответил: её, мол, нельзя откинуть, она не настоящая - я её вчера нарисовал". А не сохранились произведения этих великих мастеров потому, что находились в богатых храмах и дворцах - и погибли вместе с ними при смене властей и религий:(
Так что в помпеянских руинах любой художнег может прикоснуться к истокам, причём даже в буквальном смысле - потрогать рукой, пока экскурсовод не видит. По стилю, да и по уровню исполнения, эти фрески напоминают знаменитые "Фаюмские портреты" - лица умерших, написанные на ткани, закрывающей их лица. Их тоже делали не самые знаменитые художники, а "шабашники" того времени. Опять же парадокс: не великие произведения победили время, а "второсортные"...
Но какими же были работы столичных, элитных художников, если в провинции на стенах видишь вот такое:
Мелеагр
Это, по предположениям археологов - Мелеагр, хозяин той виллы из прошлого моего поста. По некоторым сведениям - довольно успешный поэт. Портрет поэта написан очень хорошо, хотя было ли передано портретное сходство или нет - мы никогда не узнаем. Наверное, было: это сейчас заказчик может снять непонравившийся ему холст со стены и отправить в чулан - а античные художники писали прямо на штукатурке! Если что не так - долотом сбивать придётся: замучаешься:)

На другой, вогнутой, стене - остатки ещё более замечательной фрески:
Вогнутая фреска
Обращает на себя внимание то, как написана беседка. Со всеми законами перспективы, между прочим! Впоследствии средневековыми художниками эти законы были утрачены на целую тыщу лет. То ли деградировали они, то ли были в поисках "отличий в изображении божественного и бытового пространств", как считает мой любимый академик Раушенбах, только открывать эти законы пришлось заново уже в эпоху Ренессанса.

А вот эта картинка очень интересна: изображения собак, набросившихся на человека - в точности такие, как написали бы греческие или византийские иконописцы. А вот сам мужик (Актеон, наверное?), отбивающийся от них плетью, нарисован мастерски и без всяких стилизаций, с соответствующим поворотом ног и туловища:
Актеон
Если это действительно Актеон, превращаемый Дианой (она в центре, с луком в руке) в оленя, то тут есть и элемент сюра или комикса: голова (облик) оленя как бы подкрадывается к несчастному охотнику слева прямо по воздуху. Он ещё не превратился в животное, но запах у него уже олений - и свои же собственные собаки уже не узнаЮт хозяина:(


Почему-то никто из моих спутников не увидел цаплю вот на этом рисунке:
Цапля
А я сразу понял: слева хвост чуть приподнят, справа - голова. Готовится схватить рыбку в воде между двух кустов. Клюв у неё не виден: штукатурка ободрана - вот и перестала быть узнаваемой. Приставьте мысленно клюв - сразу понятно станет, что цапля:)

А больше всего мне понравился вот этот узор из цветов по краю одной несохранившейся фрески:
Узор
Наверное, ученик художника писал. Может быть, даже сын. Доверили подмастерью ничего не значащую деталь орнамента. Так и представляешь себе, как он старательно водит кисточкой, высунув от усердия язык... А теперь от основного произведения ничего не осталось - а маленький ученический фрагментик живёт! Неисповедимы пути...

Зы. Я знаю, что все эти фрески давно изучены вдоль и поперёк. Возможно, что в интернете даже можно найти какой-нибудь их каталог, но у себя в посте описываю абсолютно дилетантские, хотя и искренние впечатления простого художнега:)

Зы.Зы. О том, что такое энергетический вампиризм, и как от него защищаться.
Tags: Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments